Начнем с определения.
Мы называем мягким свето-теневой рисунок с плавным градиентным переходом от света к тени. Жесткий рисунок, с резким переходом от света к тени. Другими словами, если вы видите четкий контур тени, резкие границы, значит это жесткий свет. Если четкой тени не видно, это мягкий свет.
Жесткость света зависит всего от одного параметра — размер источника света относительно модели. ВСЕ.
Если вы возьмете большой софт бокс и поставите его на расстояние 1,5 метра от модели, свет будет мягкий, так как источник света большой. Если этот софтбокс отнести на 5-6 м от модели, свет станет жестким, так как до модели долетят только направленные лучи, в этом же случае источник, относительно модели, уменьшится.
Чем дальше источник от модели, тем жестче свет.
Как определить качество света на фотографии?
Всегда смотрим на ПАДАЮЩУЮ тень. На лице это может быть тень от носа, тень на шее, тень от каких-либо украшений и т. д.
Никогда не смотрим на тени на шарообразных и цилиндрических формах! Например на скулах, плечах и бедрах.
Ниже приведены примеры жесткого и мягкого света на шаре.
А теперь потренируемся на модели.
Смотрим тень от носа, под шеей и от бус
Для того, чтобы расширить динамический диапазон и проявить детали в тенях, мы используем заполняющий свет. Это свет, который делает тени светлее, но никогда не меняет характер рисующего света.
Очень часто новички принимают неконтрастный свет за мягкий.
В примере вы вы можете видеть, что в обоих случаях рисующий свет жесткий, видны характерные четкие падающие тени.
А теперь посмотрим на то, как работает заполняющий свет на мягком рисующем свете. Пример ниже.
Как же читать световую схему на лице модели по фото?
Во-первых, определяем рисующий свет. Смотрим на падающие тени, определяем характер рисунка — мягкий или жесткий. Исходя из этого делаем предположение о том, какая была использована насадка. По направлению теней можно понять высоту и положение рисующего источника. Так же посмотрите на блики в глазах, часто они могут быть подсказкой.
Во-вторых, определяем есть ли заполняющий свет. Для этого смотрим на контрастность теней. Если тени неконтрастные, значит заполняющий свет присутствует. И он может быть не один.